Расчёт жёсткости и деформативности

Статья доступна на других языках:

Узлы можно классифицировать на жёсткие, полужёсткие и шарнирные в зависимости от их деформативной способности. При глобальном расчёте инженер-конструктор должен быть уверен в том, что принятые им гипотезы о жёсткости/шарнирности узлов соответствуют их реальной работе.

При помощи КМКЭ можно оценивать жёсткость прикрепления отдельных элементов узла. Для правильного расчёта жёсткости необходимо создать отдельные расчётные модели для каждого исследуемого элемента. На жёсткость прикрепления отдельного элемента не влияет жёсткость других, а влияет сам узел и способ присоединения к нему этого элемента. Если при расчёте прочности (элемент SL на рисунке ниже) закрепляется только «несущий» элемент, то при расчёте жёсткости закрепляются все элементы, кроме рассчитываемого (ниже приводятся рисунки – для расчёта прочности и для расчёта жёсткости элементов B1 и B3).

Закрепления элементов при расчёте на прочность

Закрепления элементов при расчёте жёсткости элемента B1Закрепления элементов при расчёте жёсткости элемента B3

Нагрузки в этом режиме могут быть приложены только к рассчитываемому элементу. Если задаётся изгибающий момент My, то анализируется вращательная жёсткость относительно
оси Y. Если будет задан Mz – вращательная жёсткость относительно оси Z. Если приложить к элементу продольную силу, программа отобразит график продольной жёсткости.

График жёсткости программа строит автоматически, он отображается в графическом окне и может быть добавлен в отчёт.  Графики вращательной жёсткости или поступательной продольной жёсткости могут быть построены для конкретной величины нагрузки. IDEA StatiCa Connection также может выполнять эту процедуру с учётом влияния других внутренних усилий.

На графике отображаются:

  • Уровень расчётной нагрузки MEd
  • Предел несущей способности соединения при 5% эквивалентной деформации Mj,Rd; предельное значение пластической деформации может быть изменено в Настройках норм и расчётов
  • Предел несущей способности элемента (подходит также для сейсмостойкого проектирования) Mc,Rd
  • 2/3 предела несущей способности для расчёта начальной жёсткости
  • Величина начальной жёсткости Sj,ini
  • Величина секущей жёсткости Sjs
  • Граничные значения, по которым можно разделить узлы на группы – жёсткие и шарнирные
  • Угол поворота Φ
  • Предельный угол поворота Φc

Жёсткий узел на сварке

Полужёсткий узел на сварке и болтах

После достижения 5% деформации в стенке колонны при сдвиге развитие пластических деформаций идёт быстрее

Узлы классифицируются по их жёсткости на жёсткие, полужёсткие и шарнирные в зависимости от заданных норм. Для рассчитываемого элемента можно задать теоретические длины в плоскостях XOZ и XOY:

Под теоретической длиной здесь подразумевается пролёт балки в метрах до ближайшего раскрепления от перемещений по заданному направлению

Предельная деформативность

Предельная деформативность/пластичность δCd относится к понятиям прочности и жёсткости, которые в совокупности описывают работу соединения. В рамных узлах пластичность достигается за счёт значительного предельного угла поворота φCd (предельного угла поворота). Предельные значения деформативности/угла поворота вычисляются для каждого соединения отдельно друг от друга. 

Оценка предельного угла поворота ­– особенно важный вопрос при конструировании узлов, подверженных сейсмическим нагрузкам: см. (Gioncu and Mazzolani, 2002) и (Grecea 2004), и экстремальным нагрузкам: см. (Sherbourne AN, Bahaari, 1994 and 1996). Вопросами изучения предельной деформативности элементов стальных узлов занимаются уже с конца предыдущего века (Foley and Vinnakota, 1995). Faella и другие (2000) проводили эксперименты на Т-образных фланцах и аналитически выводили зависимости для предельной деформативности. Kuhlmann и Kuhnemund (2000) проводили тесты применительно к стенке колонны, подверженной поперечному сжатию, при различных уровнях продольной силы в колонне.   Da Silva и другие (2002) исследовали предельную деформативность при различных значениях продольной силы в прикрепляемой балке. На основании результатов экспериментов в сочетании с КЭ расчётом (Beg и другие, 2004) были получены значения предельной деформативности по основным аналитическим моделям. В данной работе компоненты представлялись нелинейными пружинами, объединёнными соответствующим образом. С помощью такой модели определялась предельная деформативность рамных узлов, фланцевых соединений (с пластиной заподлицо и с болтами в верхней части) и соединений на сварке. Как оказалось, наиболее существенный вклад в предельную деформативность колонны вносят пружины, отвечающие за сжатие и растяжение стенки, её сдвиг, а также связи, моделирующие изгиб пояса колонны и изгиб торцевой пластины (фланца). Компоненты, относящиеся к стенке колонны, оказывают существенное влияние только в случае отсутствия рёбер жёсткости, которые берут на себя сжимающие, растягивающие и сдвигающие усилия. Наличие ребра жёсткости сводит к минимуму работу этого компонента (стенка колонны), и поэтому его влиянием на предельную деформативность можно пренебречь. Торцевые пластины (фланцы) и пояса колонны важно учитывать только при расчёте фланцевых соединений (крепление балки к колонне через торцевую пластину), где компоненты взаимодействуют по Т-образной схеме, в которой также учитывается деформативность болтов при растяжении. Girao и другие в 2004 году занимались вопросами изучения пределов деформативной способности соединений из высокопрочной стали.

Полезные статьи

Общие теоретические основы

Станьте сертифицированным специалистом по расчёту узлов

Готовы к изучению принципов расчёта, конструирования и проверки по нормам различных стальных узлов? Наши онлайн-курсы помогут вам

Попробуйте IDEA StatiCa бесплатно

Получите бесплатную пробную версию IDEA StatiCa

Stiffness analysis and deformation capacity

This article is also available in:

Joints are classified according to stiffness to rigid, semirigid, and pinned. Engineer should make sure the stiffness of the joint confirms the stiffness set in the CAE software.

The CBFEM method enables to analyze the stiffness of connection of individual joint members. For the proper stiffness analysis, the separate analysis model must be created for each analyzed member. Then, the stiffness analysis is not influenced by the stiffness of other members of joint but only by the node itself and the construction of connection of the analyzed member. Whereas the bearing member is supported for the strength analysis (member SL in the figure below), all members except the analyzed one are supported by the stiffness analysis (see two figures below for stiffness analysis of members B1 and B3).

Supports on members for strength analysis

Supports on members for stiffness analysis of member B1Supports on members for stiffness analysis of member B3

Loads can be applied only on the analyzed member. If bending moment, My, is defined, the rotational stiffness about the y-axis is analyzed. If bending moment Mz is defined, the rotational stiffness about the z-axis is analyzed. If axial force N is defined, the axial stiffness of connection is analyzed.

The program generates a complete diagram automatically, it is directly displayed in GUI and can be added into the output report. Rotational or axial stiffness can be studied for specific design loads. IDEA StatiCa Connection can also deal with the interaction of the other internal forces.

Diagram shows:

  • Level of design load MEd
  • Limit value of capacity of connouection for 5% equivalent strain Mj,Rd; limit for plastic strain may be changed in Code setup
  • Limit value of capacity of connected member (useful also for seismic design) Mc,Rd
  • 2/3 of limit capacity for calculation of initial stiffness
  • Value of initial stiffness Sj,ini
  • Value of secant stiffness Sjs
  • Limits for the classification of connection – rigid and pinned
  • Rotational deformation Φ
  • Rotational capacity Φc

Rigid welded connection

Semi-rigid bolted connection

After reaching the 5 % strain in the column web panel in shear, the plastic zones propagate rapidly

The joint is classified according to its stiffness into rigid, semi-rigid or pinned category according to the relevant code. The theoretical length of the member can be set for the analyzed member:

How are the loads applied?

Only one member is loaded and investigated in the stiffness analysis. The analyzed member may be loaded by:

  • Normal force N
  • Shear forces Vy and Vz
  • Bending moments My and Mz
  • Torsion Mx

All load effects are applied simultaneously. If the applied loads are too small, they are all increased by a factor so that the joint resistance is reached. When creating the moment-rotation or load-deformation diagrams, all the load effects are increased in steps proportionally. 

For example, the analyzed member is loaded by:

  • Normal force N = 50 kN
  • Shear force Vz = -80 kN
  • Bending moment My = 30 kNm

The member resistances are:

  • Normal resistance NR = 2 111 kN
  • Shear resistance Vz,R = 763 kN
  • Bending moment resistance My,R = 226 kNm

The loads are multiplied by a factor:

\[ \alpha = \textrm{min} \left \{ \frac{N_R}{N}, \, \frac{M_{y,R}}{M_y}, \, \frac{M_{z,R}}{M_z} \right \}  \]

Note that if the shear force is not applied in the node, i.e. it acts on a lever arm, the bending moment is affected. The bending moment in the node, as seen in a wireframe model, is used as a set load.

In this example, the factor is \( \alpha = 7.53 \). Set loads are multiplied and then applied in steps and the results are plotted in Stiffness diagram. The applied loads are divided into 12 steps and when the connection is nearing its resistance, the steps are further refined. The example of the first three steps is in the following table:


Set loadsApplied loadsFirst stepSecond stepThird step


100%8.33%16.67%25.00%
N50377316394
Vy00000
Vz-80-603-50-100-151
Mx00000
My30226193857
Mz00000

Deformation capacity

The deformation capacity/ductility δCd belongs with the resistance and the stiffness to the three basic parameters describing the behavior of connections. In moment-resistant connections, the ductility is achieved by a sufficient rotation capacity φCd. The deformation/rotation capacity is calculated for each connection in the joint separately.

The software estimates the deformation capacity as a point where one of the following conditions is achieved:

  • Bolt or anchor resistance in tension, shear, or tension/shear interaction is reached
  • Weld resistance is reached
  • Plastic strain in plates is 15 %

The estimation of the rotation capacity is important in connections exposed to seismic, see Gioncu and Mazzolani (2002) and Grecea (2004) and extreme loading, see Sherbourne and Bahaari (1994 and 1996). The deformation capacity of components has been studied from the end of the last century (Foley and Vinnakota, 1995). Faella et al. (2000) carried out tests on T-stubs and derived the analytical expressions for the deformation capacity. Kuhlmann and Kuhnemund (2000) performed tests on the column web subjected to transverse compression at different levels of compression axial force in the column. Da Silva et al. (2002) predicted deformation capacity at different levels of axial force in the connected beam. Based on the test results combined with FE analysis, deformation capacities are established for the basic components by analytical models by Beg et al. (2004). In the work, components are represented by non-linear springs and appropriately combined in order to determine the rotation capacity of the joint for the end-plate connections, with an extended or flush end-plate and welded connections. For these connections, the most important components that may significantly contribute to the rotation capacity were recognized as the web in compression, column web in tension, column web in shear, column flange in bending, and end-plate in bending. Components related to the column web are relevant only when there are no stiffeners in the column that resist compression, tension or shear forces. The presence of a stiffener eliminates the corresponding component, and its contribution to the rotation capacity of the joint can be therefore neglected. End-plates and column flanges are important only for end-plate connections where the components act as a T-stub, where also the deformation capacity of the bolts in tension is included. The questions and limits of deformation capacity of connections of high strength steel were studied by Girao et al. (2004).

Give us feedback. Was this article useful?

Related articles

IDEA StatiCa Connection Theoretical background

Become a certified connection design professional

Ready to master analysis, design, and code-check skills of various steel connections for everyday engineering practice? Our online course can help you

Try idea statica for free

Download a free trial version of IDEA StatiCa